Причины возникновения заболеваний заключены в негативном влиянии внешней среды, отягощенной наследственности, неудовлетворительных социальных условиях. Так, В. П. Петленко предлагает распределить факторы, определяющие здоровье, по их влиянию следующим образом:
• человеческий фактор — 25 %;
• экологический фактор — 25 %;
• социально-педагогический фактор — 40 %;
• медицинский фактор — 10 %.
Для школьников социальными являются комплекс организационно-педагогических факторов:
- существующие классно-урочные технологии обучения;
- педагогический стиль работы учителя;
- реализация воспитательной установки на ЗОЖ, предполагающей соответствующую организацию образовательного пространства жизнедеятельности школы;
- организация и характер психологической поддержки;
- организация и характер медицинской помощи;
- санитарно-гигиенические условия обучения
На здоровье детей влияет длительное воздействие социально-экономических и экологических факторов. К школьным факторам она относит:
• интенсификацию учебного процесса;
• стрессовые воздействия авторитарной педагогики;
• раннее начало дошкольного систематического обучения;
• несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся;
• несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;
• недостаточную подготовку педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей,
• недостатки в существующей системе физического воспитания